Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. 

Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями - детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития - в образовательную деятельность в общеобразовательных организациях по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования. 

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ. 

Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании. 

Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку. 

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. 

Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 

Перечень Федеральных нормативно-правовых документов

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации,
  2. Письмо Министерства образования и науки РФ «О коррекционном образовании детей» от 07.06.2013 №ИР-535/07
  3. Письмо Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами» от 18.04.2008 №АФ-150/06.
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуально нарушения)
  6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
  7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ"
  8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 20.02.2017 № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с УО»
  9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ОВЗ».

Перечень региональных нормативно-правовых документов

  1. Закон об образовании Кемеровской области № 86-ОЗ (в ред. Закона Кемеровской области от 26.12.2013 N 147-ОЗ)
  2. Государственная программа Кемеровской области – Кузбасса «Развитие системы образования Кузбасса на 2014 – 2025 годы» утверждена Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.09.2013 № 367 (с изменениями на 24.03.2021 № 13);
  3. Закон Кемеровской области от 14.02.2005 г. № 25-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов»;
  4. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2010г. № 338 «О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.06.2005 № 54 «О мерах по реализации Закона Кемеровской области от 14.02.2005 № 25-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов»;
  5. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 8 ноября 2013 г. N 480 «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательных организаций и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях» (в ред. постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.10.2014 N 413)
  6. Приказ Министерства образования Кузбасса от 15.03.2022 №586 «План мероприятий («дорожная карта») по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию социальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья в Кемеровской области - Кузбассе на период до 2030 года»

Перечень муниципальных нормативно-правовых документов

  1. Постановление Администрации города Кемерово от 3 октября 2014 года №2535 «Об утверждении муниципальной программы «Образование города Кемерово на 2015-2024 годы»
  2. Приказ от 25.08.2016 № 617/1 Об организации введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ФГОС ОВЗ) и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (далее ФГОС О у/о) в образовательных учреждениях города Кемерово
  3. Приказ №1901 от 30.12.2021 «Об утверждении программы развития муниципальной системы образования Кемеровского городского округа «Город как образовательная среда»
  4. Постановление администрации г. Кемерово от 01.04.2022 № 854 «Об организации отдыха, оздоровления и трудовой занятости несовершеннолетних города Кемерово в летний период 2022 года».

Перечень  нормативно-правовых документов Учреждения

 

  1. Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
  2. Положение об обучении детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий
  3. Положение о квотировании рабочих мест для инвалидов
  4. Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО (вариант 5.1)
  5. Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО (вариант 7.1, 7.2)